Сайт воспитателя Грушевой Натальи Николаевны

Кризис 3 лет

 Педагоги дошкольных образовательных учреждений чаще встречаются с проблемами "кризиса 3-х лет". В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4-х лет или в 3,5 года. "Кризис 3-х лет" — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка и взрослых. Этот период принято считать критическим, острым, но важным этапом в развитии самосознания ребенка. По Д.Б. Эльконину, "кризис 3-х лет" — это кризис выделения ребенком своего "я".

В кризисный период у детей происходит изменение типа отношения с взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим (игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет).

В этот период в поведении малыша начинает появляться целый комплекс явных изменений, от которых взрослые, особенно родители, могут прийти в отчаяние, так как ребенок становится неуправляемым, ("его как будто подменили"). Л.С. Выготский в одной из своих лекций, посвященных "кризису 3-х лет", подробно охарактеризовал этот комплекс изменений, названных "Семизвездие симптомов", включающих такие характеристики поведения ребенка как: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие ("я сам!"), протест-бунт, обесценивание, деспотизм-ревность.

Первым заметным признаком кризиса являются трудности взаимодействия с ребенком. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования его поведения. В ней появляются сбои в форме протеста, неподчинения, капризов, своевольных выходок.

Резкое, казалось бы, ничем не обоснован¬ное изменение в поведении ребенка — второй признак кризиса. У него появляются такие чер¬ты и особенности, которых раньше не наблю¬далось. Они возникают как бы вдруг из ниот¬куда. Прежде спокойный и покладистый ребе¬нок вдруг становится возбудимым, капризным, требовательным. Демонстрация ребенком воз-растающей самостоятельности и активности требует своевременной перестройки и от его близких.

Психологи характеризуют данный период как кризис социальных отношений, который связан со становлением самосознания ребенка. Как и любой другой, он проявляется, пре¬жде всего, в обесценивании того, что было для ребенка привычно и дорого раньше. Он может сломать любимую игрушку, отделяется от люби¬мых взрослых и пытается установить с ними но¬вые отношения, что происходит болезненно не только для самого ребенка, но и для родителей, которые в это время должны быть особенно тер¬пеливы. На подходе к  кризису  присутствует четкая когнитивная симптоматика:

1.острый интерес к своему изображению в зеркале;

2.заинтересованность своей внешностью, тем, как он выглядит в глазах других.

 У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают про¬являть озабоченность своей эффективностью, например, в конструи¬ровании, при этом остро реагируют на неудачу.

Кризисные явления выражаются также в не¬гативизме, т. е. неприятии требований или просьб взрослых, когда ребенок не хочет что-то делать только потому, что это предложил взрослый (родите¬ли, воспитатель). Однако не следует путать его с не¬послушанием, у которого совсем другой мотив — же-лание сделать то, что ребенок хочет. Иногда нега¬тивизм вынуждает ребенка поступать даже вопре¬ки своему собственному желанию. Если раньше у него в той или иной ситуации проявлялось жела¬ние что-то импульсивно сделать и его действия со¬ответствовали этому желанию, то теперь его поведение определяет¬ся отношениями со взрослым: он хочет продемонстрировать взрос¬лому свою самостоятельность. Например, взрослый утверждает, что "эта игрушка хорошая", и слышит в ответ: "Нет, плохая!". А когда тут же говорит: "Она плохая", ребенок опять возражает: "Нет, хоро¬шая!".

Болезненным явлением этого периода считается упрямство, ког¬да ребенок настаивает на чем-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а только потому, что хочет, чтобы с его мне¬нием считались. Конечно, не с любым желанием или требованием ребенка следует соглашаться и выполнять их, но не нужно также сра¬зу отвергать их. Лучше дать возможность ребенку успокоиться, а уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно от¬личить упрямство от настойчивости, потому что различия здесь в мо¬тивах, то есть внутренних побуждениях, а не во внешних действиях. Нужно хорошо знать ребенка и понимать ситуацию, чтобы отличить одно от другого. Например, когда ребенок очень хочет получить ка-кую-либо вещь и упорно добивается, чтобы ее ему дали, а получив, начинает активно обследовать ее, играть и явно радуется самой возмож¬ности действовать с этим предметом, а не тому факту, что выполнено его требование — это настойчивость. В этом случае так называемый деятельностно-познавательный мотив, за которым стоит любознатель¬ность, потребность в получении новой информации. При упрямстве главным для ребенка является связанность с его первоначальным решением. Мотив здесь обусловлен с личностными потребностями, сис¬темой отношений зарождающейся личности.

При внешней похожести упрямства и негативизма между ними так же есть существенное отличие: негативизм — это отношение к другим, противостояние, а упрямство — отношение к себе, своему решению, за ним может стоять потребность в самосохранении (или, может быть, самоутверждении).

Стремление к самостоятельности может проявляться в строптивости (от нем. trotz — "вопреки", "наперекор"). Внешне оно проявляется в резком, вызывающем, а иногда и просто грубом выражении ребенком недовольства взрослыми и их действиями, всем, что ему пред¬лагают делать. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм всегда направлен против конкретного взрослого, который именно сейчас побуждает ребенка к какому-то конкретному действию, то стропти¬вость — против всего привычного образа жизни, установившихся на данный момент правил и норм поведения. Строптивость ребенка направ¬лена против сложившейся в раннем детстве сис¬темы отношений, принятых в семье норм воспи¬тания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.

Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, что часто неадекватно возможностям ребенка и вызы¬вает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хо¬чет делать сам. Эта возрастающая самостоятель¬ность — важное завоевание, которое пока болез¬ненно, но после кризиса примет нормальные формы. Взрослым при этом важно помнить, что нельзя противопостав¬лять упрямству и своеволию ребенка свои упрямство и своеволие.

У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно на¬ходятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. Л.С. Выготский определяет протест-бунт следующим образом: "Все пове¬дение ребенка приобретает черты протеста. Как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними". В такой ситуации взрослым необходимо соб¬людать спокойствие, не устраивать скандалов, из¬бегать конфликтов. Но и идти на поводу немотиви-рованных желаний ребенка нельзя, иначе он может стать деспотом по отношению к родителям.

Деспотизм может проявиться в семье с единственным ребенком, когда ребенок старается вернуть состояние, при котором раньше ис¬полнялись почти все его желания, старается стать хозяином положения и отыскивает множество способов, чтобы проявить власть над окружа¬ющими.

Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возни¬кает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник рев¬нивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Возможно проявление пренебрежения ребенка (обесценивание) к тому, что до кризиса не вызывало отрицательных эмоций и было даже привлекательным: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.

Третий признак кризиса — неосознаваемый характер происхо¬дящих изменений для самого ребенка. Трехлетние дети не понимают и не замечают перемен в своем поведении и характере.

Четвертым признаком является временность, нестабильность изме¬нений в характере и поведении детей в этот период. Обычно продолжи¬тельность кризиса невели¬ка. Он сменяется периодом эмоциональной стабильнос¬ти, когда исчезают негатив¬ные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные черты могут сохраниться, став особенностями личнос¬ти и индивидуальности ре¬бенка, а не возрастными особенностями.

Еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание нега¬тивных проявлений с по¬зитивными образования¬ми. Те неудобства, кото¬рые кризис несет с собой, компенсируются стреми¬тельным рывком вперед, совершаемым ребенком за этот короткий проме¬жуток времени.

Родители не всегда знают, как себя вести в ситуации, когда ребенок становится неуправляем в период "кризиса 3-х лет", поэтому часто обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу, работающему в дошкольном учреждении. Его задача заключается в повышении психологической и педагогической ин¬формированности родителей.

Очевидно, что главной фигурой для маленького ребенка в большинстве случаев является мать. Именно характер общения матери с ребенком, адекватность ее воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям ребенка определяют как эмоциональное самочувствие малыша, так и его психическое формирование. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективна только при участии и активной включенности родителей. Между тем не все матери умеют и считают нужным играть с ребенком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют его возрастным особенностям, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребенка. Обучение родителей, их консультирование по поводу заня¬тий,  игр и игрушек, включение в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького человека и возрастных закономерностей его развития — важная и необходимая задача педагога ДОУ.

4 декабря 2015 в 19:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.